Водный Мир

тел: 8-903-637-34-28, 8(4862) 78-12-60   Прокат, аренда. Тел: 8 (4862)  507 577

Водный Мир

Прогулки на катере,
водно-моторная техника,
запчасти ремонт.

,

Как выбрать лодочный мотор.

Новый или подержанный.

Новый или подержанный.
Двух или четырех тактный.

Как был создан лодочный мотор.

текст текст
 Кто и когда придумал лодочный мотор.

Полезная информация

Как выбрать винт.

Как выбрать винт.
Рекомендации по выбору гребного винта.
 

Гребной винт на любом моторизированном плав-средстве - самая важная составляющая силовой установки. От его правильного выбора зависит приемистость, скорость, экономичность.

 На рынке России представлены различные производители гребных винтов. Коротко об основных направлениях в производстве и отличиях продукции разных производителей. Большинство производителей моторов устанавливает винты собственного производства. Это понятно, потому как лучший способ преобразовать мощность мотора в эффективную скорость - проектирование и разработка гребного винта, соответствующего характеристикам самого мотора.

 Собственное производство гребных винтов имеют все лидеры в производстве силовых установок для лодок и катеров. Но есть и исключение из правил. Honda и Tohatsu устанавливали и устанавливают гребные винты компании Michigan и Solas. Нужно заметить, что все производители силовых установок (как подвесных моторов, так и стационарных двигателей с угловыми колонками) рекомендуют устанавливать оригинальные винты. Но мы то люди "себе на уме" и не собираемся просто так на слово верить каким-то дядям, которые, к сожалению, стараются не только продать нам винт, но при этом еще и заработать. По поводу "хорошести" оригинальных винтов поговорим ниже, но тут нужно заметить, что устанавливая на свой мотор гребной винт с другим шагом, всегда удобнее устанавливать именно оригинальный винт, поскольку кроме шага винт имеет еще несколько важных характеристик, которые у разных производителей могут отличаться. В результате, заменив оригинальный винт на винт другого производителя с тем же шагом, вы можете не получить ожидаемый эффект (если установите, например, на мотор Yamaha винт Solas). Попытаемся разобраться, что намудрили производители гребных винтов, и зачем они вообще это сделали.

Композитные винты. Многим известны гребные винты Solas, Michigan. Менее известны композитные винты Компроп (неразборные четырехлопастные) и Пиранья (разборные трех- и четырехлопастные). Начнем с последних. Композитные (в народе - пластмассовые) винты отличаются коррозионостойкостью, полной неремонтопригодностью, низким КПД (толстый профиль лопасти - и с этим ничего здесь не поделаешь) и относительно невысокой ценой. Вряд ли можно посоветовать покупать такие винты, если вы собираетесь эксплуатировать их сами (подарите их лучше врагу в красивой упаковке с блестящей ленточкой). Разница в цене быстро растает из-за повышенного расхода топлива и начнет незаметно "доить" ваш карман. Если вы богаты, не любите скорость, а может просто вам нравится пластмасса - это ваш выбор.

Винты Michigan. Каждый, кто ими интересовался, уже знает, что компания Michigan производит гребные винты уже более 100 лет. Руководство компании объявило это всем, напечатав новость на первой странице каталога на 2003 год. Мелочь, а приятно (если вы остановили свой выбор на винтах этой марки). Можно заявить друзьям, мол: "Истории моего винта - сто лет!". Тем не менее, нужно отметить факт, что компания Michigan - крупнейший и авторитетнейший производитель. Опыта у них не отнять.

 При производстве гребных винтов компания придерживается лучшей тактики - производит точные копии оригинальных винтов всех производителей (т.е., например, винт для мотора Yamaha 50 шагом на 13 имеет такие же геометрию и характеристики, как и оригинальный). Кроме того, компания имеет собственные разработки и воплощает их в сериях винтов, имеющих те или иные плюсы. Это алюминиевые винты серии Michigan Match, сборные винты серии Vortex (алюминиевые трех- и четырехлопастные), нержавеющие винты серий Michigan Match, Apollo и Ballistic.

 Алюминиевые и нержавеющие винты серии Michigan Match имеют обычные характеристики, соответствующие характеристикам винтов большинства производителей моторов. Серия Vortex - это алюминиевые винты, имеющие сборную конструкцию втулки, позволяющую устанавливать эти винты на моторы разных производителей. Серия Apollo - это вентилируемые (для редукторов 4.25 дюйма и больше, т.е. для моторов мощности от 90 лс) полированные винты повышенного качества (с ними можно рассчитывать на прирост скорости до 5 % и соответствующую экономию топлива). Серия Ballistic имеет высокий КПД на больших скоростях и рекомендуется для установки на судах с большой энерговооруженностью (рассчитывайте на прирост скорости до 8% и, само собой, экономию топлива). Таким образом, среди плюсов винтов Michigan: меньшая по сравнению с оригинальными винтами цена, 100% совпадение характеристик алюминиевых винтов с винтами оригинальных производителей, индивидуальный подход при проектировании винтов для конкретных моторов, большой опыт в производстве и, как следствие, - высокие качественные характеристики (обычно КПД или не ниже или выше, чем у конкурентов). Минус - алюминиевые винты окрашиваются без предварительного грунтования.

 Винты Power Tech.

 Гребные винты данной марки представлены производителем в очень широком диапазоне.

 Особенно это касается нержавеющих винтов. Можно сказать, что Power Tech Propellers производит самый широкий спектр нержавеющих винтов в мире.

 Например, для моторов средней и большой мощности предлагается до 12 вариантов различных винтов, каждый из которых отличается по своим характеристикам. Есть винты со сборными ступицами, с различным количеством лопастей (большее кол-во лопастей может быть полезно при большой энерговооруженности), есть винты, используемые на двигателях, имеющих гидравлический «лифт» и меняющих угол атаки корпуса в зависимости от степени погружения винта, есть винты, улучшающие разгон, есть винты, снижающие путевой расход топлива. Т.е. винт подобрать можно для любых условий эксплуатации. А поскольку выбор очень большой, то и, как правило, всегда можно это сделать с положительным результатом.

 Алюминиевые винты представлены несколькими сериями. Часть винтов является копиями винтов оригинальных производителей, а другая – универсальными под сборную втулку.

Винты Solas. Тактика компании проста - делать винты, которые можно приспособить для различных моторов (этот момент объяснить можно только стремлением удешевить производство). Геометрия винтов - собственная разработка компании Solas. Нельзя сказать, что характеристики гребных винтов плохи, с этим порядок. Но есть несколько минусов, часто напрочь отбивающих охоту использовать эти гребные винты. Первый - несоответствие характеристик винтов этой компании характеристикам винтов оригинальных производителей. Чаще всего это оборачивается падением скорости. Избежать этого недостатка вам может помочь специалист (проведя тесты винтов различных производителей, измерив геометрию и узнав точные характеристики, специалисты компании East Marine могут грамотно аргументировать, в чем различие винтов, и посоветовать в выборе винта), но и его успех ограничен - чудес не бывает, универсальность не лучшее решение. Кроме того, большим минусом винтов Solas является попытка подогнать диаметры ступиц изготавливаемых винтов под диаметры редукторов различных производителей моторов. В результате, например, для мотора Ямаха 30 предлагается винт с диаметром ступицы на 11 (!) мм больше, чем диаметр редуктора. А это большое дополнительное сопротивление. Итак плюсы винтов Solas: меньшая по сравнению с оригинальными винтами цена, хорошее качество окраски. Минус - универсальность.

О подборе винта.

 Для хорошего выбора винта нужно знать несколько понятий:

Диаметр винта - тут все просто - это диаметр, описываемый лопастями винта.

Шаг винта - это расстояние, которое винт пройдет, сделав один оборот без учета проскальзывания.

Проскальзывание (по английски "Slip") - разница между реальным шагом и шагом винта (появляется из-за частичного стекания воды с лопастей).

Дисковое отношение - отношение площади лопастей к площади описываемого круга.

Самый важный параметр, на который обращают внимание в первую очередь, - шаг винта. Это главная характеристика, влияющая на нагрузку мотора. Чем больше шаг, тем больше скорость, при этом мотор должен развивать максимально разрешенные паспортные обороты. Если вы не гений проектирования гребных винтов - обязательно используйте тахометр при выборе шага винта.

 Диаметр винта имеет большое значение, но производители винтов давно привели этот параметр в соответствие с мощностями, оборотами и крутящим моментом моторов. Поэтому обычно верно утверждение: чем выше шаг винта, тем меньше диаметр и наоборот. Компания Michigan производит некоторые винты, отличающиеся диаметром и дисковым отношением для более тщательного подбора. Обратитесь к специалисту - он обьяснит, стоит ли вам применять нестандартные винты.

 От величины проскальзывания зависит КПД двигательного комплекса. Чем меньше проскальзывание, тем выше КПД и наоборот. Обычно верно так же утверждение, что чем меньше оборотов развивает мотор (при положении дросселя - полный), тем выше проскальзывание и, соответственно, ниже КПД. Нормальным можно считать проскальзывание до 18 процентов.

Если ваш мотор развивает обороты, отличающиеся от паспортных:

Если обороты ниже - уменьшите шаг винта, принимая во внимание, что обычно уменьшение шага на 1 дюйм (25.4 мм) повысит обороты примерно на 200.

Если обороты выше - увеличьте шаг винта, учитывая вышесказанное.

Если вас интересует более быстрый выход на глиссирование, либо меньшая скорость глиссирования (это может быть важно для экономичного крейсерского движения не на полных оборотах):

Выбирайте винт с большим дисковым отношением - например, четырехлопастной винт (он немного снизит скорость на максимальных оборотах) или винты Wilde blade от Michigan (дисковое отношение увеличится менее, чем при применении четырехлопастного винта, но и максимальная скорость не снизится). При этом обороты двигателя немного упадут.

Выбирайте винт с большим диаметром, если такие винты существуют и мощность мотора достаточна. При этом обороты двигателя немного упадут, и при использовании винтов с чрезмерно большими диаметрами (например, самостоятельно изготовленными) повысится вероятность повреждения редуктора.

Выбирайте вентилируемый винт для лучшего старта.

Если вы желаете получить максимальную скорость:

Используйте нержавеющие винты, еще лучше нержавеющие полированные винты, а еще лучше - нержавеющие вентилируемые полированные винты. При этом обороты немного могут возрасти (кроме винтов с интерцепторами, снижающих проскальзывание).

Используйте винты с высоким КПД на больших скоростях, например, Ballistic от Michigan. Данные гребные винты имеют развитые интерцепторы, удерживающие винт о срывания в воздушную каверну, что особенно полезно тогда, когда двигатель поднят для увеличения угла атаки корпуса. Винт будет «держать» воду гораздо дольше, чем алюминиевый.

Если вы желаете получить экономичный комплект:

Используйте гребные винт чуть большего шага.

Используйте нержавеющие винты.

Используйте винты с развитыми интерцепторами – они вряд ли позволят увеличить максимальную скорость, по сравнению с алюминиевыми, но повысят крейсерскую скорость на равных оборотах.

Copyright © Водный Мир 2010-20
 Water World
Яндекс.Метрика